Leto-home.ru

Лето Хом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внеплановая спецоценка условий труда при несчастном случае

Внеплановая СОУТ

Внеплановая специальная оценка условий труда необходима при условии наступления ситуаций и случаев, описанных законодателем в ФЗ о СОУТ №426-ФЗ. Это требование закреплено в ст. 17 закона. Там изложены основания для данной спецоценки, сроки ее проведения в зависимости от случаев, требования к установлению компенсаций сотрудникам на период процедуры (касательно последнего частично; вопросу посвящен п. 4 ст. 17).

  • Исключения
  • Основные положения
  • Когда необходима внеплановая СОУТ
  • Сроки процедуры
  • Гарантии и компенсации
  • Услуга СОУТ

Исключения

Обязанность возложена законодателем на все компании и предпринимателей с сотрудниками в найме. Однако предусмотрены исключения, рассмотренные в ст. 3 №426-ФЗ. Они касаются надомников, удаленных сотрудников и т. п. Также не проводится СОУТ в отношении религиозных объединений, действующих в статусе организаций.

Основные положения

Для внеплановой оценки условий труда, как и для плановой СОУТ, требуется привлечение экспертной организации. Самостоятельно без привлечения экспертов могут проводить оценку небольшие субъекты предпринимательской деятельности, то есть субъекты малого бизнеса. Также необходимо образование экспертной комиссии нанимателем (работодателем) и издание приказа согласно регламенту, предусмотренному №426-ФЗ (ст. 8, ст. 9 гл. 2).

Все мероприятия в рамках внеплановой оценки регламентированы ст. 17 гл. 2 №426-ФЗ. Методику процедуры и формы основных документов можно найти в Приказе Минтруда №33н.

Когда внеплановая СОУТ необходима

Пунктами уже упомянутой ст. 17 №426-ФЗ рассмотрены основные причины и основания для внеплановой оценки.

Субъект предпринимательской деятельности (кроме исключений, предусмотренных законодателем), обязан организовывать и проводить внеплановую оценку условий труда, если:

  • были введены новые рабочие места. Необходимость спецоценки обусловлена тем, ранее на таких местах она не проводилась;

  • уполномоченными на осуществление надзорных функций в сфере труда органами были выявлены факты нарушений субъектом предпринимательской деятельности требований, предусмотренных законодателем и закрепленных НПА, посвященными вопросам труда и отношений, возникающих между нанимателями и наемными рабочими после заключения двусторонних соглашений;
  • технологические процессы на производстве подверглись изменениям;
  • эксплуатируемое оборудование подверглось изменениям (в части конструкции), было заменено или модернизировано;
  • материалы, средства, в т. ч. технические, а также средства индивидуальной и коллективной защиты были заменены;
  • на производстве произошел несчастный случай, выявлены профессиональные заболевания. Есть условие: необходимо обоснование того, что такие события являются следствиями влияния на сотрудников факторов трудовой среды.

Понятно, что пункты приведенного перечня – это основания для внеплановой оценки. Одни описанные ситуации на практике приводят к тому, что производственные режимы и условия осуществления трудовой деятельности сотрудниками меняются, другие при этом могут рассматриваться представителями надзорных органов в качестве признаков нарушения руководством фирмы требований НПА, которые посвящены рассмотрению вопросов в сфере труда.

Процедуре подвергаются только те места, на которых произошли изменения или рассмотренные ситуации.

Необходима ли внеплановая оценка при условии изменения наименования или реорганизации субъекта предпринимательской деятельности?

В данных случаях СОУТ не является обязательной процедурой. Однако это предусмотрено законодателем лишь в отношении ситуаций, когда они не повлекли за собой наступление оснований для внеплановой оценки.

Так, понятно, что, к примеру, в случае реорганизации и последующих закупок новых единиц оборудования или технических средств потребуется внеплановая оценка.

Внеплановая СОУТ не нужна, если произошел несчастный случай, виновником которого стало третье лицо (или группа третьих лиц). Также внеплановая спецоценка не проводится, когда наименование должности сотрудника (или их группы) изменилось при условии сохранения перечня должностных обязанностей.

Сроки процедуры

Законодателем установлено, что внеплановая оценка условий труда на местах, требующих ее организации (примеры: совокупность недавно введенных мест; места, где было модернизировано оборудование и т. д.), должна осуществляться в сроки, не превышающие:

  • года с момента создания рабочих мест или модернизации, замены оборудования, изменения используемых технологий;
  • полугода в прочих рассмотренных ситуациях, согласно ч. 1 ст. 17 №426-ФЗ.

Гарантии и компенсации наемным работникам

Законодателем предусмотрено, что, если уполномоченными надзорными органами в сфере труда были выявлены нарушения требований и норм НПА, касающихся вопросов труда, то внеплановая оценка становится необходимой.

Согласно п. 4 ст. 17 №426-ФЗ, на период всех мероприятий в рамках внеплановой СОУТ до момента подготовки отчета наниматель (работодатель) не может ни на каких основаниях в одностороннем порядке менять условия предоставления гарантий и компенсаций (в виде доплат, дополнительных дней отпуска и т. п.) за ведение трудовой деятельности сотрудниками на местах, на которых осуществляется внеплановая оценка.

Нарушение требования может стать основанием для привлечения к ответственности.

Услуга СОУТ

Остались вопросы? Нужна помощь? Обращайтесь! Проведем все необходимые работы в срок от двух недель. Свяжитесь с нашим специалистом для получения консультации.

Чем регламентируется ВСОУТ?

Обязанность проводить СОУТ и ВСОУТ, а также в установленные сроки предоставлять в ГИТ декларацию соответствия по условиям труда возложена на всех субъектов хозяйствования для определения степени воздействия различных факторов на рабочих местах на здоровье работников. СОУТ не проводят лишь в отношении надомных и дистанционных сотрудников.

Процедуру и порядок проведения, аспекты идентификации опасных и вредных производственных факторов, а также декларирование СОУТ обусловлены рядом законодательных актов, основными из них являются:

Федеральный закон № 426-ФЗ от 28.12. 2013 г. «О специальной оценке условий труда» (ред. от 27.12.2018);

Постановление Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 (о списках работ, дающих право на досрочную пенсию).

Читать еще:  Как Купить Дом Под Материнский Капитал Какие Нужны Документы

Что такое спецоценка вне графика

Согласно 426-ФЗ внеплановая СОУТ – это специальная операция, которая проводится вне утвержденного графика. Она назначается, когда на местах персонала происходят существенные изменения, определяющие условия их работы. Порядок ее организации аналогичен плановой спецоценке. Чтобы понять, как провести внеплановую СОУТ, руководству следует проанализировать требования закона 426-ФЗ, а также отдельного приказа Минтруда № 33н, который регламентирует алгоритм ее осуществления. Он включает следующие шаги:

  • руководитель компании создает оценочную комиссию. Состав и полномочия комиссии утверждаются особым приказом;
  • созданная комиссия составляет список позиций, где должен быть проведен контроль;
  • руководство выбирает исполнителя поставленных задач, затем подписывает с ним договор;
  • исполнитель составляет график работ, затем согласовывает его с заказчиком;
  • уполномоченные сотрудники исполнителя проводят проверку позиций с точки зрения присутствия вредоносных факторов производства;
  • в случае обнаружения таких факторов проводятся замеры интенсивности их воздействия на работников;
  • по результатам выполненных исследований составляется отчетная документация, которая передается на утверждение заказчику;
  • после утверждения отчета стороны выполняют необходимые действия, предусмотренные действующим законодательством. Исполнитель передает данные о результатах оценки Федеральной информационной системе. Работодатель организует публикацию информации об итогах контроля на официальном портале фирмы, а также информирует персонал о ее результатах. Это делается за один месяц с даты утверждения отчетной документации.

Кроме этого, данные, полученные о результатах реализации этой проверки должны быть переданы Фонду социального страхования. Эта информация определяет размеры отдельных страховых тарифов фирмы.

Основания для проведения внеплановой СОУТ

Согласно статье 17 426-ФЗ, внеплановая СОУТ выполняется при:

  • создании новых рабочих мест;
  • установке нового производственного оборудования либо изменении других параметров технологического процесса, оказывающих влияние на степень вредоносного воздействия;
  • получении официального предписания о назначении проверки вне графика со стороны контролирующих органов;
  • изменении характеристик сырья либо материалов, используемых в технологическом процессе, с соблюдением условия, что оно приводит к росту или снижению уровня негативного воздействия;
  • закупке новых средств индивидуальной, коллективной защиты работников от опасных факторов производства;
  • несчастном случае, выявлении профессионального заболевания у сотрудника компании;
  • получении руководством мотивированного предложения о внеплановой оценке со стороны действующего профсоюзного органа.

В зависимости от того, какая причина послужила основанием назначения процедуры, устанавливаются сроки ее выполнения.

Сроки проведения внеплановой СОУТ

Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда определяются так:

  • если причины внеплановой контролирующей процедуры связаны с созданием новых рабочих мест, внедрением нового производственного оборудования, а также корректировкой параметров технологического процесса, компании дается 1 год, чтобы выполнить необходимые действия;
  • во всех прочих случаях провести сделать это требуется за 6 месяцев.

Рассматриваемые сроки отсчитываются с момента наступления соответствующего основания организации специальной оценки.

Когда внеплановая СОУТ не требуется

Иногда наступившие обстоятельства не требуют организации срочной проверки. Чтобы понять, когда внеплановая СОУТ не требуется, руководству необходимо внимательно изучить статью 17 426-ФЗ. Согласно этому разделу нормативного документа, от осуществления этой процедуры можно отказаться, если:

  • несчастный случай, имевший место на предприятии, произошел как результат действий третьих лиц;
  • у работодателя — индивидуального предпринимателя изменились фамилия, имя, отчество;
  • юридическое лицо, выступающее работодателем, прошло процесс реорганизации;
  • изменилось название позиции, занимаемой сотрудником.

Большинство перечисленных ситуаций, кроме первой, объединяет то обстоятельство, что вследствие их наступления условия труда у конкретного рабочего места не изменились. Поэтому в таких условиях контроль вне графика может не проводиться. Однако конкретное решение по этому вопросу должно приниматься оценочной комиссией, которая действует на основании приказа руководителя. Если на основании анализа наступивших обстоятельств она придет к выводу, что уровень негативного воздействия для работников подвергся существенному росту либо снижению, она может принять решение о необходимости выполнения процедуры.

Ответственность за непроведение внепланового контроля

В случае, если предприятие не выполнит обязанность по организации спецоценки вне установленного графика, к нему будут применены санкции, предусмотренные частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Эта статья предусматривает разные типы наказаний. Они дифференцированы по категории виновника допущенного нарушения:

  • должностные лица, отвечающие за проведение работ – штраф 5-10 тыс. рублей (первичное нарушении) либо 30-40 тыс. рублей (повторное невыполнение требований). В последней ситуации денежное наказание может быть заменено дисквалификацией от 1 года до 3 лет;
  • ИП – штраф 5-10 тыс. рублей (первичное нарушение) либо 30-40 тыс. рублей (повторное невыполнение требований). Если имеет место повторное невыполнение правил, денежное наказание могут заменить остановкой работы до 90 дней;
  • юридические лица – штраф 60-80 тыс. рублей (первичное нарушение) либо 100-200 тыс. рублей (повторное невыполнение требований). Во второй ситуации вместо финансового взыскания к виновнику могут применить такую меру как остановка работы до 90 дней.

В какие сроки необходимо провести внеплановую спецоценку?

Если же условия проведения внеплановой СОУТ наступили, то сроки ее проведения следующие:

  • В течение 12 месяцев со дня наступления случаев, предусмотренных пунктами 1 и 3.1;
  • В течение 6 месяцев со дня наступления случаев, предусмотренных пунктами 2, 3.2 — 5.

Причем, во втором случае, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая СОУТ, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения спецоценки, результаты которой получены с нарушениями требований 426-ФЗ.

Читать еще:  Порядок переключения скоростей на урале

Находкинский центр охраны труда

Президент РФ подписал федеральный закон от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Полный официальный текст закона опубликован в «Российской газете»

Согласно этому документу на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда работников, проводить которую должны все работодатели, без исключения.

По общему правилу специальную оценку условий труда необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет. При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего, это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест. Далее следуют изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. Также внеплановая спецоценка обязательна при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда. Наконец, поводом для внеплановой спецоценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.

Чтобы начать спецоценку условий труда, работодатель должен создать комиссию и заключить договор со сторонней специализированной организацией. Соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр. Кроме того, выбранная работодателем организация, проводящая специальную оценку, должна быть по отношению к нему независимым лицом.

В ходе специальной оценки эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов. Рабочие места, на которых подобные факторы не выявлены, заносятся в декларацию. Эту декларацию нужно представить в трудовую инспекцию.

По итогам проведения специальной оценки каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего такие классов четыре:

  • оптимальный,
  • допустимый,
  • вредный
  • опасный.

Кроме того, в целый ряд законов внесены изменения, связанные со специальной оценкой условий труда.

С 2015 года за не проведение спецоценки условий труда или за нарушение процедуры штраф лично для руководителя организации от 5 000 до 10 000 рублей, для организации: от 60 000 до 80 000 рублей.

За повторное нарушение, связанное со спецоценкой, совершенное в течение года со дня уплаты первого штрафа, санкции будут такими:
— для организации — штраф в сумме от 100 000 до 200 000 руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— для руководителя организации — штраф в сумме от 30 000 до 40 000 рублей либо дисквалификация на срок от одного до трех лет.

Если же в организации произошел несчастный случай, то отсутствие результатов специальной оценки условий труда может служить доказательством вины работодателя. А если вина будет доказана, руководителя привлекут к уголовной ответственности по статье 143 УК РФ. Эта статья подразумевает наказание в виде штрафа в размере до 400 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев.

Есть и другой вариант наказания — исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года.

В случае смерти работника руководителя организации могут лишить свободы, либо направить на принудительные работы на срок до четырех лет. А в случае смерти двух и более работников руководителю грозит лишение свободы или принудительные работы на срок до пяти лет.

Обязанность по проведению и финансированию спецоценки возлагается на работодателя. Это следует из статьи 212 ТК РФ (в новой редакции) и из части 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ.

Таким образом, специальную оценку должны проводить все без исключения организации, а также индивидуальные предприниматели, использующие в своей деятельности наемный труд работников.

Что касается предпринимателей без наемных работников, то они не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только на работу будет принят хоть один работник, предпринимателю придется организовывать специальную оценку вновь созданного рабочего места.

Специальная оценка условий труда работников распространяется на все созданные работодателем стационарные рабочие места для работников, за исключением рабочих мест надомных и дистанционных (удаленных) работников.

Особого внимания заслуживают рабочие места офисных сотрудников. Прежде не было ясности, нужно ли подвергать их аттестации. Но теперь повода для разногласий нет, поскольку никаких исключений для офиса в Законе № 426-ФЗ не сделано. Это значит, что специальную оценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.

Применение результатов проведения специальной оценки условий труда

Результаты проведенной специальной оценки по текущим условиям труда на производстве, их соответствию нормативам могут применяться в разных целях:

  • разработка мероприятий, направленных на улучшение текущей ситуации, контроль за реализацией процедуры;
  • информирование сотрудников по возможным рискам (важно для опасных производств с высокими рисками травм или развития профессиональных заболеваний);
  • обеспечения средствами индивидуальной, коллективной защиты;
  • контроль за состоянием условий ведения деятельности сотрудников рабочих местах;
  • осуществление медосмотров в случае необходимости.

Ответственные специалисты по СОУТ обсуждают детали проверки

Дополнительно данные СОУТ используются для расчета компенсаций, гарантий, тарифов взносов в рамках действующей системы страхования Пенсионного фонда, надбавок к ним.

Читать еще:  Единица измерения рубтн

Важно! Именно СОУТ и результаты проверки — основа для составления заявок на финансирование мероприятий, направленных на улучшение условий труда.

Данные СОУТ применяют в подготовке статистических отчетов по условиям труда, составлении плана решения проблемы с профессиональными заболеваниями (в частности, вспышками), урегулировании вероятных разногласий, связанных с обеспечением безопасности труда в будущем. Незаменимы они для принятия решений по трудовым ограничениям для отдельных групп (лиц) работников, оценки общей системы профессиональных рисков. Возможно применение данных СОУТ для решения других предусмотренных законодательством задач.

Внеплановая оценка условий труда проводится в промежутках между плановыми проверками, инициировать ее может работодатель либо инспектор ГИТ. Рабочие места следует должным образом подготовить к визиту специалистов. Ее проведение важно, как для работодателя, так и для сотрудников.

Порядок проведения внеплановой спецоценки

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится по четко регламентированному алгоритму действий:

  1. Предварительная подготовка и сбор исследовательской комиссии. На этом этапе определяется перечень должностей, подлежащих СОУТ, и собирается состав экспертной команды (в нее могут входить сотрудники предприятия и работники учреждения, которое будет проводить аудит, персонал частной организации или иной фирмы, приглашенной специально для СОУТ).
  2. Далее определяется факт наличия каких-либо факторов производства, которые могут представлять опасность для работников данного предприятия.
  3. Третий этап — определение уровней воздействия вредных факторов и их классификация по регламентированной законодательством системе.
  4. В заключение составляется отчет о выполненной СОУТ. Он согласуется с результатами работы экспертной комиссии, после чего обнародуется среди всей организации или отдельного ее филиала (если проведенное исследование затронуло только его). Во втором случае начальству достаточно ознакомить с результатами только работников конкретного отделения. Непредоставление информации по результатам СОУТ другим представительствам и филиалам компании не будет нарушением требований закона.

Поскольку проведение спецоценки условий занимает немало времени, руководству непосредственно перед началом работы исследовательской комиссии рекомендуется определить перечень должностей, наиболее подверженных влиянию вредных факторов. Они пройдут экспертизу в первоочередном порядке.

Основания для проведения проверки

Основанием для инициации внепланового специального исследования условий труда на производстве может являться:

  • оформление соответствующего постановления каким-либо надзорным учреждением (чаще всего это Роструд);
  • производственный несчастный случай, в результате которого один или несколько работников пострадали;
  • выявление у сотрудников заболеваний, проявившихся по причине работы на вредных или опасных производствах;
  • ввод новых должностей;
  • изменение процесса производства, используемого сырья или же перечня принимающих участие в процессе предприятий;
  • внедрение новых средств индивидуальной защиты.

ВНИМАНИЕ! При вводе новых должностей для получения возможности выполнения СОУТ они должны быть организованы и введены в используемый в ходе работы предприятия технологический процесс. Внеплановые исследования в отношении рабочих мест, которые только планируется вводить, не выполняются.

Образец приказа о проведении внеплановой спецоценки условий труда

Для составления приказа не предусмотрено унифицированной формы. Организациям разрешено использовать собственные фирменные бланки. Типовой образец приказа об инициации СОУТ:

Сроки проведения СОУТ

Стандартный срок реализации внеплановых проверок составляет шесть календарных месяцев с даты начала. Однако в некоторых ситуациях, например, при вводе новых должностей, масштабных коррективах технологического процесса и т.д., лимит по срокам увеличивается до одного года.

Отличия от плановой спецоценки

Основное отличие внеплановой СОУТ от той, что проводится согласно графику, заключается в следующем: первая касается только одного конкретного подразделения организации (может затронуть и сразу несколько, но не производится в отношении всего предприятия). Вторым существенным различием является то, что для проведения СОУТ не по установленному графику в обязательном порядке должно иметься основание.

Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает

Закон не регламентирует стоимость процедуры. Цена зависит от ряда факторов: условий рынка, размера организации, численности персонала и проч. В среднем СОУТ одного места обходится в сумму от 600 руб. В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей.

По общему правилу, финансировать весь комплекс мероприятий по специальной оценке условий труда должен работодатель. Но он может возместить определенную сумму за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Часть таких взносов допустимо направить на предупреждение травматизма и профзаболеваний, в том числе на СОУТ (см. « Изменен порядок возмещения расходов на снижение травматизма и профзаболеваний »).

Срок хранения материалов специальной оценки условий труда

Срок составления отчета по СОУТ

Устанавливается приказом работодателя при организации проведения данного мероприятия на этапе формирования комиссии.

Срок хранения материалов СОУТ

Составляет 45 лет, однако если в результате проведения СОУТ будут выявлены вредные или опасные производственные факторы и условия труда будут соответствующим образом классифицированы по вредности и опасности, такие материалы необходимо хранить в течение 75 лет.

Срок действия материалов СОУТ

Материалы по итогам проведения спецоценки являются действующими на весь период установления соответствующего класса опасности или срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector