В многоквартирном доме магазин без приборов по воде учета
Кто должен оплачивать установку счётчиков в жилых домах
Фото: АГН Москва
Ресурсоснабжающим организациям хотят запретить списывать деньги за установку общедомовых счётчиков с управляющих компаний и ТСЖ. Такую норму предусматривает внесённый 23 марта в Госдуму законопроект.
Дело в том, что по действующему законодательству установка таких счётчиков должна оплачиваться непосредственно собственниками жилых помещений. Но энергетики предпочитают более простой путь, выставляя счета обслуживающим многоквартирные дома организациям. Чем порочна такая практика и какие особенности в оплате установки общедомовых и индивидуальных приборов учёта, разбиралась «Парламентская газета».
Зачем нужны общедомовые счётчики
Общедомовой прибор учёта (ОДПУ) — это устройство, которое определяет суммарный объём воды, электроэнергии, газа, который потребили жильцы многоквартирного дома. Специалисты в области ЖКХ сходятся во мнении, что индивидуальные счётчики неэффективны без общедомовых. Ведь подсчитать расход поставляемых ресурсов на весь дом «поквартирно» довольно сложно.
ОДПУ позволяет контролировать фактическое потребление энергоресурсов в доме и фиксировать его реальные объёмы. Жителям он нужен для того, чтобы не переплачивать за потери на магистральных сетях поставщика. По данным с общедомовых счётчиков проще определить утечки, проанализировать параметры поступления ресурсов, например температуру и давление. А вот обязанность собственников жилья устанавливать ОДПУ за свой счёт зафиксирована в Федеральном законе об энергосбережении и в соответствующем постановлении кабмина.
Согласно действующим нормам, это делается после голосования на общем собрании, по результатам которого оформляется протокол. Когда не получается оплатить установку сразу, то управляющая компания или ТСЖ собирает деньги с жильцов в рассрочку.
Если в многоквартирном доме при наличии технической возможности не установлен общедомовой прибор учёта воды, тепла или электроэнергии, то ресурсоснабжающая организация (РСО) вправе сделать это принудительно и взыскать затраченные средства с собственников помещений, в том числе с рассрочкой на пять лет. На практике ресурсники чаще всего взыскивают единовременно всю сумму с управляющих домом, которые затем вынуждены требовать эти деньги с собственников помещений.
Сложившаяся ситуация нуждается в корректировке, убеждён зампред Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев. Вместе с коллегами по комитету Ильёй Осиповым и Сергеем Пахомовым, а также ещё несколькими депутатами-единороссами он внёс в палату проект поправок в закон об энергосбережении, которые вводят прямой запрет для РСО снимать средства за установку общедомовых счётчиков со счетов управляющих компаний.
«Это довольно серьёзные суммы, они измеряются десятками тысяч рублей, — сказал Качкаев «Парламентской газете». — Но ведь деньги, которые снимаются со счёта управляющей организации или ТСЖ, изначально предназначены на содержание жилых помещений, текущий ремонт. Из-за кассового разрыва теряются оборотные средства между датой оплаты стоимости ОДПУ в адрес поставщика ресурсов и датой получения денег от жителей дома».
В законопроекте сделано исключение для случаев, когда собственники на общем собрании сами решают включить цену работ по установке общедомового счётчика в размер платы за содержание жилья.
Бесплатно установят только энергосчётчики
Если окончательно разобраться с общедомовыми счётчиками только предстоит, то с индивидуальными, или квартирными, приборами учёта всё более или менее ясно. По словам Качкаева, 97 процентов квартир оборудованы счётчиками электроэнергии, более 70 процентов — приборами учёта горячей и холодной воды. Заметно хуже дела с индивидуальными счётчиками тепла — не более 15 процентов, как правило, это новостройки.
Счётчики электроэнергии в квартирах устанавливают бесплатно с 1 июля 2020 года. Все расходы на себя берёт гарантирующий поставщик. Также вводится «интеллектуальная система учёта электроэнергии». Это значит, что с 2022 года повсеместно начнут устанавливать так называемые умные счётчики, а собственникам не нужно будет беспокоиться о том, как передать показания. При этом ресурсники не смогут компенсировать свои расходы на замену за счёт повышения тарифа. Только в Москве до конца 2021 года планируется установить свыше 500 тысяч новых счётчиков.
Ответственность за сохранность электросчётчика в квартире, в доме или на участке, где построен дом, несёт собственник квартиры и собственник дома. Если счётчик расположен в подъезде, то этим займётся гарантирующий поставщик. Новый прибор монтируют в том случае, если счётчик вышел из строя или у него истёк срок межповерочного интервала.
Читайте также:
Заместитель гендиректора ассоциации «ЖКХ и городская среда» Дмитрий Гордеев напомнил, что интеллектуальные приборы учёта, как общедомовые, так и индивидуальные, в состав общего имущества не включаются. В соответствии с законом «Об электроэнергетике» их обязаны приобретать, устанавливать и эксплуатировать гарантирующие поставщики электрической энергии.
А вот оплачивать все расходы по установке счётчиков воды должен собственник жилья. Причём он не имеет права самостоятельно заменить или демонтировать приборы. Владельцы и жильцы квартиры должны обратиться в соответствующую компанию. До начала работы мастер обязан предоставить документы, подтверждающие его специальность и разрешение на обслуживание соответствующего оборудования. Специалист должен не только снять пломбу, отремонтировать прибор учёта, но и вновь его опломбировать.
Законом на федеральном уровне предусмотрена возможность бесплатной установки счётчиков воды для малоимущих граждан, участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, реабилитированных граждан, недееспособных граждан I или II группы, а также семей с ребёнком-инвалидом. Некоторые регионы дают свои льготы, например для пенсионеров.
Если в доме нет счётчиков на отопление, то все платят по нормативам. А для домов с общедомовым счётчиком существует два варианта расчёта платежей за отопление в квартирах. Когда теплосчётчики стоят в каждой квартире, то все жильцы платят по своим показаниям, но если их нет хотя бы в паре квартир, то берут общие показания и делят на всех.
Стоимость всех работ по замене, установке или опломбированию прибора учёта по газу также производится за счёт хозяина жилплощади.
Как расшифровывается ОДН
Аббревиатура ОДН обозначает «общедомовые нужды». Это категория коммунальных расходов, в которые входит обслуживание общих территорий дома, не оснащенных индивидуальными приборами учета (ИПУ).
Обслуживание общих территорий дома может включать в себя расход различных видов ресурсов — электроэнергии, тепла, холодного или горячего водоснабжения. Использование ресурсов на обслуживание общих территорий называют общедомовым потреблением , в то время как использование ресурсов жильцами в рамках своих квартир называют индивидуальным потреблением .
При коллекторной разводке системы отопления используются механические и ультразвуковые ИПУ
Теплосчётчики для коллекторной разводки отопления в многоквартирном доме представляет собой вычислитель, установленный на расходомере с двумя датчиками температуры. Один датчик вкручивается в сам расходомер, второй – в кран, установленный на обратной трубе отопления. Таким образом теплосчётчик учитывает объём теплоносителя и разницу температур. Как правило, вычисления производятся в Гкал.
Счётчики тепловой энергии для коллекторной разводки системы отопления
По принципу учёта ресурса счётчики теплоэнергии для коллекторной разводки системы отопления в МКД делятся на:
- механические,
- ультразвуковые.
В механических, как и в счётчиках воды, установлена крыльчатка, вращаясь, она передаёт информацию об объёме теплоносителя на соответствующее табло. В ультразвуковых эту функцию выполняет специальный ультразвуковой элемент, поэтому такие приборы учёта считаются более надёжными: в них нечему ломаться.
Пример ультразвукового счётчика теплоэнергии
Приборы учёта теплоэнергии для коллекторной разводки могут различаться интерфейсом передачи данных, что имеет значение, если в доме используется система удалённой диспетчеризации. Интерфейс может быть выполнен в трёх вариантах: импульсный выход, M-Bus и RS-485. По умолчанию счётчики комплектуются импульсным выходом или выпускаются вообще без какого-либо интерфейса передачи данных.
Ответственность за несвоевременную смену счетчика
Согласно действующему законодательству, если истек межповерочный период, то требуется провести сверку показателей функционирования измерительного прибора и установленных для него параметров. Поверку счетчика обязан производить собственник жилья. Если диагностирование не проведено своевременно, то в течение 3 месяцев квартиросъемщик будет оплачивать услугу по среднему показателю расхода воды за последние 6 месяцев, а после — по установленным нормативам.
Штрафные санкции за просроченную поверку законом не предусмотрены даже по прошествии нескольких месяцев или лет с момента окончания срока поверки. Но владелец жилья понесет убытки, т.к. нормативный расход воды превышает действительный.
Счетчики могут без каких-либо проблем работать в течение 12-18 лет. Срок, что указан в техническом паспорте на счетчик, ни в коем случае не является руководством к замене оборудования.
Практическая необходимость установки общедомового водомера
Установка общедомовых водомеров актуальна как для управляющих компаний и ТСЖ, которые осуществляют расчет за потребленный ресурс с поставщиком, так и для индивидуальных потребителей, даже несмотря на наличие у них в доме квартирных приборов учета. В этом случае следует понимать, что кроме индивидуального водопотребления, существуют и расходы на общедомовые нужды (ОДН): полив газонов, уборка территории и т.д. Кроме того, проблема протечек тоже никуда не исчезает и является актуальной для многих объектов. Но если установлен водомер, то контролировать реальный расход воды в доме не является проблемой, а вопрос потерь ресурса во время транспортировки полностью переходит в компетенцию снабжающей организации и относится на их убытки. Однако проблема протечек в доме тоже вполне актуальна, но при наличии прибора учета обнаружить ее значительно проще, например, обратив внимание на резкое повышение потребления воды в доме. И самое главное – при наличии водосчетчика оплата производится за реально потребленное количество воды, при этом общедомовое потребление распределяется пропорционально, в соответствии с площадью квартир жильцов. В среднем, общедомовые расходы воды для каждой квартиры – это плюс 1,5-3% от индивидуального потребления.
Общедомовой водомер позволяет:
- организовать эффективный учет водопотребления;
- быстро определять утечки и, в зависимости от места их появления, жильцы имеют право на компенсацию от управляющей компании или ресурсоснабжающей организации;
- осуществлять оплату только за реально потребленное количество воды.
Стоимость установки теплосчетчиков
C нами Вы застрахованы
При внештатной ситуации и причинении ущерба Вашему имуществу в ходе выполнения нами работ ущерб будет компенсирован.
C нами Вы застрахованы
При внештатной ситуации и причинении ущерба Вашему имуществу в ходе выполнения нами работ ущерб будет компенсирован.
Установка приборов учета газа
ООО «Газпром газораспределение Волгоград» предлагает вам свои услуги по установке приборов учета газа в квартирах и частных домовладениях, как с предоставлением необходимых материалов и газовых счетчиков, так и с газовыми счетчиками приобретенных самостоятельно. Опломбировка счетчика производится нашими специалистами сразу после установки, документация для ввода счетчика в эксплуатацию оформляется на месте производства работ и передается поставщику газа ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», дополнительного прибытия в офис компаний не требуется.
Также предлагаем вам воспользоваться возможностью установки газовых счетчиков без применения сварочных работ с использованием медных труб и пресс-фитингов. Использование медных труб позволяет создать газопровод любой сложности, огибать любые препятствия, делать различные разветвления, устанавливать переходники, краны, заглушки в любом необходимом месте.
Для заключения договора на проведение работ по установке прибора учета газа необходимо подать заявку. При оформлении заявки необходимо предоставить следующие документы:
- документ удостоверяющий личность (паспорт);
- правоустанавливающий документ на объект жилого фонда;
- в случае если заявка подается не собственником, необходимо предоставить документ подтверждающий полномочия лица подающего заявку (доверенность).
- форма заявки на установку ПУГ
Общие указания при эксплуатации приборов учета газа:
- следует помнить, что установку приборов учета газа должны производить только сотрудники специализированных организаций;
- счетчик необходимо эксплуатировать в соответствии с требованиями указанными в паспорте завода-изготовителя;
- специального технического обслуживания счётчику не требуется, но требуется проведение осмотра на предмет работоспособности и отсутствие утечек газа, в местах соединения с газопроводом, при проведении очередного технического обслуживания внутридомового газового оборудования;
- владелец обязан содержать в чистоте внешнюю поверхности счётчика. Для ухода за поверхностью счётчика допускается использовать мыльный раствор и другие бытовые моющие средства. Запрещается протирать поверхности счётчика бензином, керосином и растворителями различных марок;
- категорически запрещается повреждать корпус и счетное устройство счетчика, нарушать пломбы и подвергать счетчик механическим ударным нагрузкам;
- владелец обязан следить за сроком поверки прибора учета газа.
Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
- неотображения приборами учета результатов измерений;
- нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
- механического повреждения прибора учета;
- превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
- истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Согласно Федеральному закону от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на собственников жилых домов и собственников жилых помещений в многоквартирных домах возложена обязанность до 01.01.2015 года обеспечить оснащение таких объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа (за исключением объектов, максимальный объем потребления природного газа, которых составляет менее чем 2 куб. м. в час и отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования), а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск организаций, осуществляющих снабжение и передачу природного газа и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. ООО «Газпром газораспределение Волгоград» является организацией, на которую возложена обязанность по принудительной установке приборов учета газа.
В случае отказа от оплаты расходов по установке приборов учета в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом судебные издержки, связанные с принудительным взысканием составляют не менее 6 тысяч рублей.
Активные ссылки на нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение требований ФЗ-261 по установке ПУГ
п. 81 Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановление м Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
п. 12 Правил «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549
Активные ссылки на нормативно-правовые акты
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (вместе с «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»)
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)
Приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов»
Приказ Минэнерго РФ от 16.04.2010 N 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов»
Приказ Минпромторга РФ от 21.01.2011 N 57 «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии»
Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения»
Последствия отказа собственника от предоставления доступа в жилое помещение для проверки наличия ПУГ, выполнения работ по его установке и отказа от оплаты расходов ГРО в добровольном порядке
Наличие ПУГ в жилом помещении устанавливается путем получения сведений от поставщика газа; путем получения сведений, указанных в договоре о ТО ВД(ВК)ГО либо путем отказа абонента от заключения договора на установку ПУГ.
Последствием отказа абонента от выполнения работ по установке ПУГ является обращение Общества в суд с требованием об обеспечении доступа в жилое помещение для принудительной установки прибора учета газа, а также взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Последствием отказа абонента оплаты в добровольном порядке расходов ГРО является обращение Общества в суд с требованием взыскании расходов, связанных с возмещением стоимости прибора учета газа и работ по его установке, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.