Leto-home.ru

Лето Хом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Может ли бакалавр претендоватб на мпециалитет

Что такое уровни высшего образования (бакалавриат и магистратура)?

Уважаемые абитуриенты!

С 2011 года в Российской Федерации вводится двухуровневое высшее профессиональное образование:

Первый уровень — бакалавриат.

Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «бакалавр» составляет четыре года.

Второй уровень — магистратура.

Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «магистр» составляет два года на базе бакалавриата.

Специалитет со сроком обучения не менее 5 лет сохранится лишь по некоторым специальностям, перечень которых утвержден Правительством РФ.

С чем связано нововведение?

Нововведение связано с тем, что в 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, направленному на формирование единого европейского образовательного пространства. Цель Болонского процесса — расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в европейских проектах, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран.

Каковы преимущества бакалавритата?

В настоящее время, когда технологии и знания обновляются очень быстро, нецелесообразно готовить «узких» специалистов в стенах вуза, начиная с первого курса, в течение пяти-шести лет. Поэтому введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве будет больше соответствовать быстро меняющемуся рынку труда. Такая система станет более гибкой и будет основой для формирования структуры квалификаций и образовательных программ, соответствующей потребностям общества. Учитывая, что молодой человек поступает в российский вуз в 17 лет, он не всегда осознанно выбирает траекторию образования для будущей профессии. Уровневое высшее профессиональное образование позволяет на первых курсах обучения по широкому направлению, более осознанно выбрать профиль программы, который обычно реализуется на старших курсах бакалавриата. А после окончания первого уровня, имея диплом о высшем профессиональном образовании, вновь скоординировать свои жизненные планы с возможными изменениями на рынке труда. Это возможно как продолжение образования в магистратуре, так и с использованием широкого спектра программ дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации.

Что такое бакалавриат?

Бакалавриат — это полноценное высшее образование на уровне мировых стандартов.

Те студенты, которые учатся на бакалавриате, получат самое обычное высшее образование, просто иным путем, в более сокращенные сроки. Причем в рамках бакалавриата, как правило, предполагается обучение по определенным профилям подготовки. Профиль — это система организации образования, при которой обеспечивается углубленное изучение профильных дисциплин и создаются условия для обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении дальнейшего трудоустройства и продолжения образования.

Выбор профиля — это важное личное решение, которое предоставит возможность после изучения общих профессиональных дисциплин изучить специальные профильные дисциплины, что позволит развить навыки и умения, а так же проявить способности в понимании дальнейшей профессиональной деятельности, начиная с элементарного уровня и до самого сложного.

После изучения всех требуемых курсов по выбранному направлению и прохождения итоговой государственной аттестации выпускнику будет присвоена степень бакалавра и выдан диплом бакалавра государственного образца.

Диплом бакалавра

В бланке диплома бакалавра есть типографская запись — «диплом является документом о высшем образовании».

В дипломе бакалавра будет, например, написано:

  • для бакалавров экономики: Присуждена степень бакалавра по направлению «Экономика».
  • для бакалавров менеджмента: Присуждена степень бакалавра по направлению «Менеджмент».

Возможности трудоустройства и дальнейшего обучения бакалавров

  • закончив бакалавриат, выпускник получит общую фундаментальную и профильную практическую подготовку, достаточную для выполнения профессиональных задач.
  • появляются более широкие возможности при трудоустройстве, которые достигаются отсутствием узкой специализации, это позволяет занимать должности, квалификационными требованиями которых предусмотрено наличие высшего образования.
  • степень (квалификация) «бакалавр» является общепринятой в международной классификации и понятной для работодателей во всем мире, с дипломом бакалавра появляется возможность устроиться на работу за границей.
  • тем студентам, которые имеют сильное рвение к учебе, и четыре года обучения покажутся недостаточными можно после окончания бакалавриата поступить в магистратуру, где можно будет получить высшую академическую степень ― магистр.

Телефон приёмной комиссии 916-262

Раздел

Вчерашние школьники оказались перед непростым выбором. Сейчас абитуриентам предстоит решить не только вопрос «Чему и где учиться?», но и «Как получать образование?» Сложность в том, что с вступлением России в Болонский процесс многое поменялось. В частности, изменилась структура высшего образования: оно разделилось на два уровня (бакалавриат и магистратура). Традиционная форма обучения — специалитет — также не сдает свои позиции.

Образовательная дилемма

Как же сделать правильный выбор между бакалавриатом и специалитетом?

Для абитуриентов, желающих стать бакалаврами, существуют две схемы обучения. Большинство по привычке поступают после 11-го класса школы. Также можно окончить 9 классов и поступить в колледж, а уже потом подавать документы в вуз. При этом на бакалавра придется учиться уже не четыре, а три года.

У выпускников также есть возможность поступить на традиционную форму обучения — специалитет. Но следует обратить внимание на то, что с 1 января 2011 прием специалистов по большинству образовательных направлений будет прекращен. Такая форма подготовки сохранится лишь в медицинских, военных и инженерных вузах.

И бакалавры, и специалисты имеют право продолжить обучение в магистратуре. Магистратура — это дополнительные два года учебы. Подготовка более фундаментальная, помогает углубить узкоспециальные знания. Обучение в магистратуре рассчитано на молодых людей, которые хотят заниматься наукой или преподаванием.

Поступать или не поступать в магистратуру — с этим вопросом можно будет определиться позже, в процессе обучения. А сейчас абитуриенту важно разобраться, что выбрать: специалитет или бакалавриат? Давайте взвесим все плюсы и минусы.

Бакалавриат

Бакалавриат (4 года) — это полноценное высшее образование первой ступени. Обучение бакалавров в первую очередь направлено на то, чтобы поставлять на рынок труда грамотных работников начального и среднего звена. Студент получает общие навыки по выбранному направлению, которые потом может применить на практике.

К несомненным достоинствам бакалавриата относится то, что он обеспечивает так называемую мобильность студентов, т.е. с таким дипломом легко продолжить обучение в магистратуре не только российского, но и иностранного вуза. Выпускники-бакалавры смогут более свободно претендовать и на работу за границей. Главное условие Болонского процесса — введение в России западной системы образования — должно решить проблему признания наших дипломов за рубежом.

Помимо этого, бакалавры учатся менее продолжительный срок. Уже через четыре года они получают выбор: заняться своей карьерой или продолжить образование в магистратуре. Хорошая новость для «карьеристов»: бакалавриат как «общее» высшее образование позволяет после окончания вуза быстро сменить профессию. Не нужно будет переучиваться 5 лет или получать второе высшее образование — достаточно лишь пройти специальные курсы.

Если говорить о недостатках бакалавриата, то представители многих ведущих российских вузов сомневаются, будет ли четырех лет достаточно, чтобы дать выпускнику все необходимые знания. Более того, поступить в магистратуру смогут только 20-25% от общего числа закончивших первую ступень образования. Таким образом, складывается мнение, что выпуск бакалавров — «недоученных специалистов» — может привести к общему падению уровня высшего образования в России.

Читать еще:  Как обосновать выход из негосударственного пенсионного фонда

Возможны и проблемы с работой: работодатели в нашей стране еще только привыкают к мысли о том, что бакалавр — это человек с высшим образованием. А потому выпускникам с такими дипломами несколько сложнее устроиться на работу (хотя в большинстве случаев многое зависит от личных качеств и профессиональных навыков соискателя).

Те, кто остановится на первой ступени высшего образования, по всей вероятности, не получат возможности работать на ряде должностей в органах власти, преподавать в вузах России. Научная деятельность также станет проблематичной: бакалавр не имеет права после окончания вуза на обучение в аспирантуре и защиту диссертации.

Специалитет

Специалитет (5 лет) — традиционная форма российского высшего образования. Будущему дипломированному специалисту дается и базовое образование, и углубленная подготовка в рамках выбранного направления.

Все, что принято считать недостатками бакалавриата, закономерно становится достоинствами специалитета.

Более длительный, пятилетний срок обучения положительно влияет на качество подготовки выпускников вуза. Да и работодатели больше доверяют привычной «корочке» специалиста. Так что, по всей вероятности, они будут иметь преимущества в России при приеме на работу по сравнению с бакалаврами. Кроме того, выпускники традиционной формы высшего образования смогут преподавать в российских вузах и занимать более высокие должности в органах государственной власти и управления.

К недостаткам специалитета можно отнести то, что выпускникам с таким дипломом сложнее продолжать обучение и устраиваться на работу по специальности за рубежом. Степень «специалист» не так понятна европейскому работодателю, как «бакалавр».

Что выбирают вузы?

Большинство высших учебных заведений пока постепенно переходит на двухуровневую систему образования. Отметим, что некоторые вузы перевели отдельные факультеты на новый принцип обучения еще до публикации официального распоряжения. Это Московский государственный университет (МГУ) им. М.В. Ломоносова, Российский университет дружбы народов (РУДН), Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н.Э. Баумана и др.

В крупнейших университетах Санкт-Петербурга к нововведениям отнеслись по-разному.

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) по большинству специальностей дает возможность выбрать наиболее удобную форму обучения. Исключение составляет Смольный институт свободных искусств и наук госуниверситета, где можно получить диплом специалиста только по специальности «Антропология». Остальные 11 факультетов уже ввели бакалавриат.

В Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (СПбГПУ) по образовательным направлениям можно получить дипломы и специалиста, и бакалавра — формы обучения распределились примерно поровну.

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ) предлагает выбрать из четырех направлений, где можно получить степень бакалавра: «Эксплуатация транспортных средств», «Архитектура», «Строительство» и «Менеджмент».

А вот в Инженерно-экономическом университете (ИНЖЭКОН) остались верны традициям классического пятилетнего образования. Желающим обучиться на бакалавра пока тут делать нечего — все факультеты и специальности рассчитаны только на будущих специалистов.

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (СПбГУКИ) также верен традиционной системе: здесь готовят преимущественно специалистов. Факультетов и отделений с такой квалификацией в два раза больше, чем с бакалавриатом. По словам ректора университета, для творческих профессий новая двухуровневая система образования совершенно неактуальна.

Таким образом, становится понятно, что, несмотря на официальные распоряжения, вузы не спешат кардинально менять старый порядок. Они присматриваются, пробуют, ждут результатов. В нашей стране десятилетиями формировалась особая система подготовки высококвалифицированных специалистов. Но сейчас она нуждается в обновлении. Окажется ли жизнеспособной реформа, которую предлагает Министерство образования и науки, покажет время. А первые результаты станут видны лишь через несколько лет.

Нагрузка и обязанности преподавателя

Функциональные обязанности и нагрузка преподавателя ВУЗа зависит, прежде всего, от должности и звания. От этих двух факторов зависит и размер материального вознаграждения.

Учебная нагрузка в зависимости от ВУЗа и профиля кафедры устанавливается самостоятельно самими учебными заведениями, но не должна превышать 900 часов в год.

Преподаватель университета может сократить учебную нагрузку за счет увеличения часов на научную работу. Согласно Трудовому кодексу, продолжительность рабочей недели педагогических работников не должна превышать 36 часов, а продолжительность отпуска составляет 56 календарных дней.

Отличия между специалитетом и бакалавриатом

Чем отличается бакалавриат от специалитета? Бакалавриат считается базовым образованием. А некоторые компании не желают брать бакалавров на свои должности, так как считают такую форму обучения «незаконченным высшим образованием». Хотя это больше предрассудки.

Чем отличается бакалавриат от специалитета? Основным отличием данных форм является длительность обучения. Также довольно важным аспектом является аспирантура. Бакалавриат не подразумевает возможностей поступления туда, в отличие от специалитета. Немаловажным фактором для тех, кто смотрит на более широкие перспективы, является распространение за рубежом.

Работа за рубежом

Если вы планируете поехать во Францию на работу, вам следует уточнять процедуру трудоустройства и необходимые для этого документы у вашего будущего работодателя.

Вы можете также обратиться в ENIC-NARIC France (European Network of Information Centres – National Academic Recognition Information Centres) — международную организацию по академическому и профессиональному признанию иностранных дипломов (www.enic-naric.net), где вы можете получить документ, подтверждающий ваш уровень российского образования для работы во Франции. Обращаем ваше внимание на то, что этот документ не является дипломом и не заменяет его.

  • Главным преимуществом специалитета является качество выносимых знаний. Знания, бесспорно, глубже, нежели у бакалавра.
  • Вторым весомым преимуществом является признание у работодателей. Такому специалисту отдадут предпочтение, он может сразу претендовать на довольно хорошие должности.
  • Удобно для тех, кто планирует продолжить обучение в аспирантуре. С дипломом специалитета в аспирантуру можно идти сразу, тогда как бакалаврам нужно сначала закончить магистратуру.
  • С дипломом специалитета сложно продолжить обучение за рубежом. В Европе и Америке действует Болконская система, очень сложно подтвердить свою квалификацию с таким дипломом.
  • Сложность работы за рубежом с дипломом специалитета по той же причине.
  • Если специалист захочет продолжить обучение в магистратуре, ему за это придется платить. С дипломом специалитета магистратура приравнивается к второму высшему образованию.

Аспирантура

Если вы твердо решили связать свою жизнь с научной деятельностью или преподаванием, поступление в аспирантуру станет для вас почти необходимым шагом. Аспирантура – стезя будущего кандидата наук.

Степень кандидата достигается защитой диссертации после обучения сроком до 3 лет в очной аспирантуре (или до 4 лет в заочной аспирантуре). За это время предстоит подготовить несколько научных публикаций и сдать 3 кандидатских экзамена – обычно это философия, иностранный язык и экзамен по специальности. Кроме того, у вас будет возможность (или даже обязанность) вести семинары и принимать экзамены – что немаловажно, если вы заинтересованы в преподавательской деятельности.

Помочь вам на пути к статусу аспиранта может, как уже было сказано выше, магистерская степень. Кроме того, необходимо хорошо учиться, писать научные статьи, выступать на вузовских конференциях. Определяющим фактором является мнение о вас ученого совета вуза и вашего научного руководителя.

Читать еще:  Дикси алкоголь со скольки продают ?

Помимо вузов, аспирантура существует при различных НИИ. Прием аспирантов в научные институты на порядок ниже, чем в аспирантуру при учебных заведениях: ежегодно в вузовскую аспирантуру поступает свыше 100 тысяч соискателей, в то время как научные институты принимают около 17 тысяч аспирантов в год. Таким образом, к преимуществам аспирантуры при НИИ можно отнести более низкий уровень конкуренции за вакантные места. Наверняка в вашем вузе преподают научные сотрудники – с ними можно договориться о практике, а в дальнейшем – и о поступлении в аспирантуру при НИИ.

Получение степени кандидата наук происходит посредством защиты диссертации перед диссертационным советом. После повторной проверки работы (на этот раз Высшей аттестационной комиссией – ВАК) и при положительном решении комиссии соискатель получает заветную «корочку» кандидата наук.

Немного фактов:

  • Уровень владения иностранным языком должен позволить будущему кандидату наук перевести близко к тексту одну страницу машинописного текста за 1 час.
  • В большинстве своем аспирантура бесплатна, но существуют и платные – особенно при негосударственных вузах и по экономическим специальностям.
  • Учащимся очной формы аспирантуры предоставляется отсрочка от армии на три года; кандидаты наук призыву не подлежат.
  • Если степень кандидата наук – не главная ваша цель, вы можете завершить обучение в аспирантуре без защиты диссертации. В этом случае вам будет выдан диплом об окончании аспирантуры и о сдаче кандидатских экзаменов.
  • Аналог аспирантуры в военных учебных заведениях будет называться адъюнктурой, а в медицинских – ординатурой.
  • Кандидат наук может претендовать на получение степени доктора наук путем поступления в докторантуру, подготовки и защиты докторской диссертации.
  • Получение ученой степени возможно в форме соискательства. В этом случае сдача экзаменов и защита диссертации происходит без отрыва от основного места работы, в аспирантуру или докторантуру соискатели не поступают.

Актуальный вопрос: что даст вам степень кандидата наук на рынке труда, если преподавательской деятельностью вы заниматься не собираетесь? Итак, в каком случае вам следует подумать о защите диссертации:

  • Если вы работаете в сфере наукоемких технологий. Степень кандидата медицинских, биологических, физико-математических и прочих естественных наук гарантирует преимущество при найме на работу высококвалифицированных специалистов. Это касается работы не только в России, но и за рубежом.
  • Если вы хотите стать руководителем высшего звена в России. На Западе отечественные кадры, имеющие степень по гуманитарным наукам (экономика, юриспруденция, социология), ценятся значительно ниже, нежели «естественники». В вакансиях же наших предприятий нередко можно встретить желательность наличия ученой степени – так что решение защитить диссертацию для будущего ведущего юриста или финансового директора стратегически оправдано.

Бакалавриат и специалитет

ПЕРВЫЙ ШАГ – собрать все необходимые документы и ознакомиться с основными датами приемной кампании

  • документ, удостоверяющий личность, гражданство (паспорт);
  • документ об образовании установленного образца (аттестат, диплом с приложением);

при наличии страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);

  • документы, подтверждающие индивидуальные достижения поступающего, результаты которых учитываются при приеме на обучение в соответствии с Правилами (представляются по усмотрению поступающего);
  • если вы поступаете в рамках квоты приема на целевое обучение — договор о целевом обучении (см. Прием на целевое обучение на сайте ПНИПУ);
  • другие документы необходимые для поступления на особых условиях.
  • ВТОРОЙ ШАГ – определиться с факультетом и направлением

    Обратите внимание! На всех факультетах проводятся конкурсы как по направлениям и специальностям, так и по образовательным программам (см. План приема).

    ТРЕТИЙ ШАГ – подать заявление о приеме одним из следующих способов

      направить в электронной форме посредством электронной информационной системыПНИПУ;

    направить с использованием суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» –только для поступающих на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета за счет бюджетных ассигнований по общему конкурсу и на места в пределах целевой квоты на очную и очно-заочную форму обучения;

    направить через операторов почтовой связи общего пользования, где заявлению о приеме (ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ) прилагаются копии документов указанных в ШАГЕ 1. Документы направляются в приемную комиссию ПНИПУ по адресу 614990, г. Пермь, Комсомольский проспект 29, приемная комиссия ПНИПУ.

    Приглашаем абитуриентов на карьерную на консультацию в приемные комиссии факультетов по адресу г. Пермь, Комсомольский проспект 29.

    Обратите внимание! При поступлении в ПНИПУ вы можете претендовать только на 4 направления. Однако, в рамках каждого направления вы можете выбирать разные формы обучения (очная, очно-заочная, заочная) и способ финансирования обучения (бюджет/контракт).

    ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ – представить результаты ЕГЭ или сдать вступительные испытания** и отслеживать на сайте ход приемной кампании

    **Отдельные категории поступающих могут сдавать вступительные испытания, проводимые ПНИПУ самостоятельно:

    • поступающие на базе профессионального образования (диплом колледжа, диплом университета)
    • дети-инвалиды, инвалиды
    • иностранные граждане
    • граждане РФ, которые получили документ об образовании в иностранных образовательных организациях в год поступления в университет и т.д.

    ПЯТЫЙ ШАГ* – предоставить в приемную комиссию заявление о согласии на зачисление

    11 августа завершается прием согласий на зачисление в основном этапе, 17 августа основной этап зачисления и издание приказа о зачислении.

    Прием заявлений о согласии на зачисление и оригиналов документов установленного образца завершается в 18-00 часов по местному времени (по приказу ректора-до более позднего времени)

    Обратите внимание! 6 августа будет проходить зачисление поступающих без вступительных испытаний на целевые места и имеющих особое право.

    После зачисления студенту необходимо предоставить в приемную комиссию факультета медицинскую справку, справку для допуска к занятиям по физической культуре, где должна быть указана группа здоровья, ИНН, 3 фотографии 3х4 на матовой бумаге.

    ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ ПОСТУПЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ В ПРИЕМНЫЕ КОМИССИИ ФАКУЛЬТЕТОВ

    *Информация актуальна для поступающих на очную форму обучения по общему конкурсу по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета

    Что такое магистратура

    Магистратура — это следующий после бакалавриата этап обучения. Продолжительность обучения составляет 2 года. Первые полтора магистранты обучаются специальным дисциплинам по выбранному направлению, а оставшиеся полгода пишут диссертацию.

    Успешная защита исследования позволяет присудить выпускнику академическую степень магистра. Чтобы претендовать на ученую степень, необходимо продолжить обучение в аспирантуре.

    В магистратуру можно поступить после окончания специалитета и бакалавриата. В обоих случаях необходимо сдать вступительные экзамены, так как для обучения важно уже иметь базовые знания в выбранной отрасли.

    Плюсы обучения в магистратуре:

    1. Выпускник — исследователь с навыками самостоятельной работы и преподавательской деятельности, аналитическими способностями и глубокими теоретическими и практическими знаниями в профессиональной сфере.
    2. Есть возможность продолжить обучение на другой специальности. Однако если вы выбрали новую профессию, следует тщательно подготовиться к поступлению.

    Минус для выпускников специалитета: учеба в магистратуре рассматривается как второе высшее образование. Соответственно, бюджетные места для специалистов не предусмотрены. Также на время учебы не предоставляется отсрочка от армии. Для бакалавров эти льготы сохраняются.

    Читать еще:  Кто считается в москве малообеспеченной и какая это сумма

    Второе высшее. Что нужно знать, если вы решили снова пойти в университет

    Боль­шин­ство из нас вы­би­ра­ют про­фес­сию в стар­ших клас­сах шко­лы, но да­ле­ко не все ра­бо­та­ют по пер­вой спе­ци­аль­но­сти. Свое при­зва­ние мно­гие на­хо­дят в бо­лее зре­лом воз­расте. Что­бы по­лу­чить но­вые на­вы­ки одни окан­чи­ва­ют кур­сы, крат­ко­сроч­ные про­грам­мы, за­ни­ма­ют­ся са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем, дру­гие вы­би­ра­ют бо­лее клас­си­че­ский ва­ри­ант — вто­рое выс­шее. Со­глас­но рос­сий­ским за­ко­нам, по­лу­чить бес­плат­но мож­но толь­ко пер­вое выс­шее об­ра­зо­ва­ние. Од­на­ко и тут есть свои ню­ан­сы и лай­фх­а­ки. «Цех» рас­ска­зы­ва­ет, что нуж­но знать, если вы со­бра­лись по­лу­чить вто­рое выс­шее об­ра­зо­ва­ние.

    Что го­во­рит за­кон

    Со­глас­но фе­де­раль­но­му за­ко­ну «Об об­ра­зо­ва­нии в РФ», по­лу­чить выс­шее об­ра­зо­ва­ние бес­плат­но мож­но толь­ко один раз (ста­тья 5). Что имен­но счи­тать вто­рым выс­шим, опре­де­ле­но в ста­тье 69 того же за­ко­на.

    Обу­че­ние по сле­ду­ю­щим об­ра­зо­ва­тель­ным про­грам­мам выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния яв­ля­ет­ся по­лу­че­ни­ем вто­ро­го или по­сле­ду­ю­ще­го выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния:

    • по про­грам­мам ба­ка­лаври­а­та или про­грам­мам спе­ци­а­ли­те­та — ли­ца­ми, име­ю­щи­ми ди­плом ба­ка­лав­ра, ди­плом спе­ци­а­ли­ста или ди­плом ма­ги­стра;
    • по про­грам­мам ма­ги­стра­ту­ры — ли­ца­ми, име­ю­щи­ми ди­плом спе­ци­а­ли­ста или ди­плом ма­ги­стра;
    • по про­грам­мам ор­ди­на­ту­ры или про­грам­мам ас­си­стен­ту­ры-ста­жи­ров­ки — ли­ца­ми, име­ю­щи­ми ди­плом об окон­ча­нии ор­ди­на­ту­ры или ди­плом об окон­ча­нии ас­си­стен­ту­ры-ста­жи­ров­ки;
    • по про­грам­мам под­го­тов­ки на­уч­но-пе­да­го­ги­че­ских кад­ров — ли­ца­ми, име­ю­щи­ми ди­плом об окон­ча­нии ас­пи­ран­ту­ры (адъ­юнк­ту­ры) или ди­плом кан­ди­да­та наук.

    Важ­но знать, что для об­ла­да­те­ля ди­пло­ма ба­ка­лав­ра ма­ги­стра­ту­ра не счи­та­ет­ся вто­рым выс­шим даже в том слу­чае, если сту­дент хо­чет про­дол­жить об­ра­зо­ва­ние не по той же, а по смеж­ной спе­ци­аль­но­сти. То есть если внут­рен­ние пра­ви­ла кон­крет­но­го вуза до­пус­ка­ют та­кой пе­ре­ход, вы мо­же­те по­лу­чить ди­плом ма­ги­стра бес­плат­но.

    Как по­лу­чить вто­рое выс­шее бес­плат­но

    Из пра­вил, при­ве­ден­ных выше, есть несколь­ко ис­клю­че­ний. В ста­тье 108 того же за­ко­на «Об об­ра­зо­ва­нии» ска­за­но, что люди, в ди­пло­ме у ко­то­рых на­пи­са­но не «ба­ка­лавр», а «ди­пло­ми­ро­ван­ный спе­ци­а­лист», «име­ют пра­во быть при­ня­ты­ми на кон­курс­ной ос­но­ве на обу­че­ние по про­грам­мам ма­ги­стра­ту­ры, ко­то­рое не рас­смат­ри­ва­ет­ся как по­лу­че­ние эти­ми ли­ца­ми вто­ро­го или по­сле­ду­ю­ще­го выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния».

    Вы­пуск­ни­ки во­ен­ных ву­зов мо­гут бес­плат­но по­лу­чить еще одну, граж­дан­скую, про­фес­сию. Эта нор­ма за­креп­ле­на в ста­тье 19 ФЗ «О ста­ту­се во­ен­но­слу­жа­щих». Так что если вы за­кон­чи­ли ака­де­мию Ген­шта­ба, а по­том по­ня­ли, что хо­ти­те стать ис­кус­ство­ве­дом — го­су­дар­ство опла­тит вашу уче­бу еще раз (ко­неч­но, если прой­де­те по кон­кур­су).

    Кро­ме того, дей­ству­ю­щие во­ен­но­слу­жа­щие, люди, слу­жив­шие в зо­нах во­ен­ных кон­флик­тов, а так­же об­ла­да­те­ли крас­ных ди­пло­мов мо­гут рас­счи­ты­вать на скид­ки при по­лу­че­нии вто­ро­го выс­ше­го.

    Сэко­но­мить на вто­ром об­ра­зо­ва­нии мож­но так­же, вы­брав за­оч­ную или ве­чер­нюю фор­му обу­че­ния вме­сто оч­ной.

    Куда об­ра­тить­ся за по­мо­щью

    Есть еще один спо­соб по­лу­чить вто­рое об­ра­зо­ва­ние, не тра­тя на это соб­ствен­ных де­нег: най­ти кого-то, кто за­пла­тит за вас. На­при­мер, вы мо­же­те убе­дить сво­е­го ра­бо­то­да­те­ля опла­тить уче­бу, бла­го­да­ря ко­то­рой по­вы­си­те свою ква­ли­фи­ка­цию и ста­не­те еще бо­лее цен­ным со­труд­ни­ком. Ско­рее все­го, вам при­дет­ся за­клю­чить с ком­па­ни­ей до­го­вор, по ко­то­ро­му вы обя­за­ны бу­де­те от­ра­бо­тать в ней опре­де­лен­ное ко­ли­че­ство лет.

    Если вы уже ра­бо­та­е­те в опре­де­лен­ной сфе­ре, но вам не хва­та­ет зна­ний и вы хо­ти­те по­лу­чить про­филь­ное об­ра­зо­ва­ние, вам мо­жет быть по­лез­но це­ле­вое обу­че­ние по про­грам­мам в/​​о. Та­кое обу­че­ние опла­чи­ва­ет­ся из фе­де­раль­но­го или ре­ги­о­наль­ных бюд­же­тов в рам­ках квот, уста­нов­лен­ных ис­хо­дя из те­ку­щих по­треб­но­стей эко­но­ми­ки в опре­де­лен­ных спе­ци­а­ли­стах (ст. 71.1 за­ко­на «Об об­ра­зо­ва­нии»). До­го­вор на опла­ту обу­че­ния мож­но за­клю­чить как с ор­га­на­ми вла­сти, так и с от­дель­ны­ми го­су­дар­ствен­ны­ми учре­жде­ни­я­ми и ком­па­ни­я­ми.

    Еще мож­но по­пы­тать­ся по­лу­чить грант. В Рос­сии си­сте­ма сту­ден­че­ских гран­тов не очень раз­ви­та, осо­бен­но с тех пор, как из стра­ны ста­ли пла­но­мер­но вы­дав­ли­вать ино­стран­ные фон­ды, но кое-ка­кие ва­ри­ан­ты най­ти мож­но. На­при­мер, грант пре­зи­ден­та РФ, пред­на­зна­чен­ный для лю­дей с «вы­да­ю­щи­ми­ся твор­че­ски­ми спо­соб­но­стя­ми». По этой про­грам­ме мож­но по­лу­чить вто­рое выс­шее об­ра­зо­ва­ние по та­ким спе­ци­аль­но­стям, как ре­жис­су­ра, дра­ма­тур­гия, ди­ри­жи­ро­ва­ние и неко­то­рым дру­гим.

    В 2019/​​2020 учеб­ном году пре­зи­дент­ский грант по­лу­чи­ли 20 че­ло­век, обу­ча­ю­щих­ся по спе­ци­аль­но­стям ре­жис­су­ра те­ат­ра, ре­жис­су­ра кино и те­ле­ви­де­ния, дра­ма­тур­гия, ком­по­зи­ция, ди­ри­жи­ро­ва­ние. Что­бы пре­тен­до­вать на та­кой грант, нуж­но сна­ча­ла сдать всту­пи­тель­ные эк­за­ме­ны в со­от­вет­ству­ю­щий вуз (на­при­мер, ГИ­ТИС или Мос­ков­скую кон­сер­ва­то­рию) и прой­ти кон­курс­ный от­бор. Да­лее экс­перт­ная ко­мис­сия вуза вы­би­ра­ет сре­ди по­сту­пив­ших тех, кто наи­бо­лее до­сто­ин гран­та. Спи­сок кан­ди­да­тов за­тем утвер­жда­ет ко­мис­сия из рек­то­ров твор­че­ских ву­зов Моск­вы и Санкт-Пе­тер­бур­га. Клю­че­вой кри­те­рий при от­бо­ре — про­шлый опыт сту­ден­та: уча­стие в твор­че­ских про­ек­тах, под­твер­жда­ю­щее, что у че­ло­ве­ка есть та­лант. На­при­мер, сту­дент­ка ГИ­ТИ­Са Еле­на Го­ло­дя­ев­ская по­лу­чи­ла пре­зи­дент­ский грант на обу­че­ние по спе­ци­аль­но­сти ре­жис­сер му­зы­каль­но­го те­ат­ра. Она не зна­ла об этой про­грам­ме под­держ­ки, ко­гда по­сту­па­ла в вуз. Уже по­сле успеш­ной сда­чи всту­пи­тель­ных эк­за­ме­нов ей со­об­щи­ли, что она мо­жет пре­тен­до­вать на грант. «По­сле шко­лы я окон­чи­ла му­зы­каль­ное учи­ли­ще им. Гне­си­ных как пи­а­нист­ка. По­том по­лу­чи­ла пер­вое выс­шее об­ра­зо­ва­ние по спе­ци­аль­но­стям линг­вист-пе­ре­вод­чик и ра­бо­та­ла пре­по­да­ва­те­лем и пе­ре­вод­чи­ком. Как пе­ре­вод­чик и ав­тор тек­стов при­ня­ла уча­стие в по­ста­нов­ке хо­ро­вой опе­ры в те­ат­ре Но­вая Опе­ра. Так я впер­вые по­па­ла за ку­ли­сы, по­зна­ко­ми­лась с внут­рен­ней жиз­нью те­ат­ра. Этот опыт дал мне мощ­ный твор­че­ский им­пульс. В те­че­ние сле­ду­ю­ще­го года я со­зда­ла три му­зы­каль­но-сце­ни­че­ских про­ек­та: „Цве­та Миро“, „Кон­церт d’Artiste“ и дет­ская про­грам­ма „Бе­лые Мед­ве­ди“, пред­став­лен­ные в Му­зее Моск­вы, ГЦСИ, му­зее име­ни Скря­би­на. По­сле это­го я ре­ши­ла по­лу­чить про­фес­си­о­наль­ное ре­жис­сер­ское об­ра­зо­ва­ние. Неко­то­рым ка­жет­ся стран­ной идея про­дол­жать учить­ся во взрос­лом воз­расте. Хо­ро­шо, что та­кое от­но­ше­ние по­сте­пен­но ме­ня­ет­ся. Ло­гич­но, ко­гда ре­жис­сер­ское об­ра­зо­ва­ние у че­ло­ве­ка вто­рое, а не пер­вое, ведь про­фес­сия ре­жис­се­ра тре­бу­ет жиз­нен­но­го опы­та. Важ­но, что в ГИ­ТИ­Се есть про­грам­ма гран­тов, бла­го­дар­на на­ше­му ин­сти­ту­ту за это», — го­во­рит Еле­на.

    По­ми­мо ро­сий­ских гран­тов, есть так­же ва­ри­ант для са­мых упор­ных и про­дви­ну­тых: на За­па­де су­ще­ству­ет нема­ло про­грамм, по ко­то­рым ино­стран­ные сту­ден­ты, мо­гут бес­плат­но по­лу­чить об­ра­зо­ва­ние в мест­ных ву­зах.

    Как учить­ся

    В за­ви­си­мо­сти от вы­бран­но­го вуза или спе­ци­аль­но­сти, по­лу­ча­ю­щие вто­рое об­ра­зо­ва­ние мо­гут учить­ся либо в об­щем по­то­ке, либо по осо­бой про­грам­ме. Так, в са­мом из­вест­ном рос­сий­ском вузе, МГУ им. Ло­мо­но­со­ва, спе­ци­аль­ные про­грам­мы для вто­ро­го выс­ше­го есть на вось­ми фа­куль­те­тах, в том чис­ле ме­ха­ни­ко-ма­те­ма­ти­че­ском, юри­ди­че­ском, пси­хо­ло­ги­че­ском, а так­же в ин­сти­ту­те стран Азии и Аф­ри­ки. Обу­че­ние за­ни­ма­ет 3,5-4 года.

    Ин­те­рес­ные ва­ри­ан­ты для по­лу­че­ния вто­ро­го об­ра­зо­ва­ния пред­ла­га­ет Санкт-Пе­тер­бург­ский го­су­дар­ствен­ный эко­но­ми­че­ский уни­вер­си­тет. Там дей­ству­ют несколь­ко про­грамм, со­здан­ных в парт­нер­стве с ву­за­ми Фран­ции, в част­но­сти, с уни­вер­си­те­та­ми Гре­ноб­ля и Анже, а так­же уни­вер­си­те­том Па­риж-До­фин.

    Про­грам­мы для по­лу­че­ния вто­ро­го выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния дей­ству­ют и в ре­ги­о­наль­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях. На­при­мер, Южно-Ураль­ский го­су­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет дает сту­ден­там стар­ших кур­сов (как сво­им, так и из дру­гих ву­зов) воз­мож­ность па­рал­лель­но с ос­нов­ной уче­бой по­лу­чить вто­рое в/​​о на за­оч­ном от­де­ле­нии.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector