Есть ли в россии запрет на продажу энергетических напитков несовершеннолетним
Можно ли продавать безалкогольные энергетики до 18 лет? В каких городах можно продавать энергетики?
Часто у себя на сайте я получаю вопросы от молодых людей относительно действия закона о запрете торговли энергетическими напитками в России. Например, меня спрашивают:
— Почему если на энергетиках написано, что они не рекомендуются детям до 18 лет – их запрещают продавать, ведь рекомендация и запрет – это разные вещи?
— Есть ли в России закон о продаже энергетических напитков и почему каждый регион принимает свой отдельный закон по энергетикам?
— Если не продали тонизирующий энергетик до 18 лет, а он безалкогольный – это незаконно?
— Как купить энергетик если нет 18 и что будет, если выпил энергетик в магазине?
— Во сколько лет можно покупать энергетики в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге?
— В каких именно регионах можно продавать энергетики несовершеннолетним, а в каких регионах безалкогольные энергетики запрещены?
— Можно ли продавать энергетики школьникам старших классов?
Давайте попробуем разобраться в этих вопросах. В конце статьи я даже отвечу на забавный вопрос: что будет, если несовершеннолетний выпьет энергетик в магазине, а потом подойдет для оплаты на кассу с пустой баночкой?
С какого возраста можно купить энергетик
Большинство производителей оставляют на упаковке продукта рекомендательную запись: напиток следует принимать лицам, достигшим 18 лет.
В России реализация напитков с тонизирующим эффектом регламентируется властями субъектов федерации. В различных регионах возможно как существование, так и отсутствие ограничения на продажу продукции.
В Московском области реализация питья с тонизирующим эффектом детям ограничена статьей 4 ФЗ № 40/2015, принятого от 30 марта 2015 года. За продавцами закреплено право на требование удостоверяющую личность бумаги. Действует данное ограничение и в Ленинградской области.
В Санкт-Петербурге запрещающего закона нет, но разрабатывается законопроект «Об ограничениях в сфере продажи безалкогольных тонизирующих напитков по Санкт-Петербургу». После его принятия, несовершеннолетние граждане приобрести питье данной категории не смогут.
Безосновательный запрет
Закон может осложнить жизнь производителей безалкогольных энергетиков. Дело в том, что рынок безалкогольных напитков снижается и, чтобы выжить, производители переключились на растущие сегменты, в том числе безалкогольные энергетики. Так, по данным Euromonitor, в 2017 году продажи безалкогольных энергетиков выросли на 3,5%, до 38,84 млрд рублей. По данным Heineken, который ссылался на Nielsen, объем сегмента безалкогольных энергетиков в 2017 году увеличился на 17,9%.
Производитель кваса АО «Дека» в 2017 году начал выпуск двух энергетиков: U NRG («Ю-Энерджи») ориентирован на сегмент выше среднего и S.O.V.A — на средний ценовой сегмент. Производитель пива Heineken в этом году на петербургском заводе запустил производство энергетика Solar Power. Пивоваренная компания «Балтика» уже несколько лет выпускает энергетик Flash Up.
«Мы считаем, что любые дополнительные законодательные ограничения должны быть обоснованы, в особенности для пищевой продукции, соответствующей всем стандартам безопасности. Данная инициатива такого обоснования не имеет. Нет исследований, которые бы подтверждали аргументацию автора проекта о влиянии потребления тонизирующих напитков на здоровье», — комментирует пресс-служба пивоваренной компании «Балтика». Компания подчеркивает, что все ингредиенты, используемые при производстве Flash Up, соответствуют всем требованиям ГОСТа, и используются для изготовления аналогичных продуктов ведущими мировыми производителями во всех странах.
«Если инициатива о запрете продаж безалкогольных энергетиков несовершеннолетним будет принята в виде закона, это не приведет к какому-либо изменению рынка или сокращению продаж, — говорил ранее представитель АО «Дека», — в большей степени это способ спровоцировать общественное обсуждение, шумиху вокруг не существующей проблемы. Но в то же время это может стать первым шагом к чрезмерному регулированию отрасли в целом». «Наш продукт направлен на взрослую аудиторию. Рекомендации об употреблении содержатся на упаковке», — лаконичен представитель Heineken.